Торг неуместен // КВЗ отказался снижать для Судана стоимость своих вертолетов
31 октября 2005 года
Как уже сообщалось, в минувшую субботу завершился официальный визит делегации Военно-вооруженных сил Судана в Татарстан, которая в течение трех дней объехала около 10 крупных оборонных заводов республики. Вопреки негласному правилу зарубежных партнеров умалчивать о коммерческих целях приезда, глава делегации Судана заместитель начальника штаба Вооруженных сил этой страны, генерал-лейтенант Мохаммед Абделгадир Насрелдин в последний день пребывания в Казани сам анонсировал предстоящее заключение контракта с ОАО «Казанский вертолетный завод». За несколько часов до приезда на церемонию подписания на вертолетном заводе господин Насрелдин сообщил журналистам, что рассчитывает приобрести 10 вертолетов Ми-17 на выгодных для обеих сторон условиях. Однако о подписании контракта так и не было сообщено, а на КВЗ отказались комментировать ситуацию.
Как вчера стало известно „Ъ“, контракт на поставку 10 вертолетов Ми-17 в Судан стоимостью более $50 млн так и не был подписан. По сведениям источника „Ъ“ в правительстве Татарстана, представители Военно-воздушных сил Судана в течение трех дней добивались снижения стоимости каждой машины на $300 тыс., указывая, что заявленная цена в $5 млн существенно отличается от стоимости вертолетов, закупленных Суданом в Казани в конце 90-х годов. По сведениям „Ъ“, тогда ВВС Судана закупили 12 вертолетов Ми-17 по цене, близкой к $3,5 млн.
В последние 6-7 лет Татарстан прикладывал немалые усилия для того, чтобы такие крупные предприятия республики, как КВЗ, «Татнефть» и КамАЗ получили выгодные контракты в Судане. КВЗ даже изготовил специальный вертолет для президента африканского государства. В декабре прошлого года президент РТ Минтимер Шаймиев подарил главе Судана Омар-аль Баширу дальнемагистральный самолет Ил-62, который в настоящее время регулярно проходит техническое обслуживание на КАПО им. Горбунова.
Впрочем, особой пользы все эти усилия так и не принесли Татарстану. По всей видимости, время «заигрывания» с африканской страной закончилось. На минувшей неделе генеральный директор КВЗ Александр Лаврентьев на переговорах с суданцами отказался идти на уступки и снижать цены на казанские вертолеты. Получить комментарии у господина Лаврентьева вчера не удалось, однако источник „Ъ“ на КВЗ подтвердил, что подписание контракта осталось отложенным на неопределенное время. По словам источника, «скидка» в $300 тыс. на милевские машины является существенной для завода, поскольку обычно торгуются за $100 тыс. и даже за $20 тыс. По мнению экспертов, жесткость позиции КВЗ объясняется устранением прямой конкуренции с Улан-удинским авиазаводом (УУАЗ). Напомним, что КВЗ вместе с УУАЗ недавно вошел в вертолетный холдинг «Оборонпрома», в рамках которого предприятия стали придерживаться единой ценовой политики. Как заявил „Ъ“ представитель «Оборонпрома» Илья Якушев, представители ВВС Судана могут обратиться на УУАЗ, но им будет предложена такая ценовая планка, так как предприятия уже действуют в условиях вертолетостроительного холдинга. По сведениям „Ъ“, суданцы до приезда в Казань уже вели переговоры с УУАЗ, но, по всей видимости, безуспешно.
Эксперты в сфере военно-технического сотрудничества расходятся в оценках создавшегося прецедента. По мнению директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслана Пухова, руководство КВЗ допустило большую ошибку, отказавшись от подписания крупного контракта с армией Судана. «Мне трудно оценить рентабельность производства КВЗ, но казанские вертолеты являются дорогими для африканских стран», — сказал он. По мнению другого эксперта ЦАСТ, Андрея Маслова, срочной необходимости покупать вертолеты у Судана нет, но есть долгосрочная потребность в ней для поддержания порядка на юге страны, где продолжаются вооруженные столкновения между местными группировками. По его словам, ежегодно Судан тратит на закупку вооружений около $165 млн.
Другие эксперты считают, если Судан не найдет денег на новые российские вертолеты, то он переориентируется на подержанные и модернизированные машины, какие предлагают, например, поляки. Тем не менее эксперты полагают, что в целом российские вертолеты останутся в той ценовой нише, которая позволит быть им привлекательными для развивающихся рынков по сравнению с техникой западных транснациональных корпораций.
Луиза ИГНАТЬЕВА, Казань; Александра ГРИЦКОВА, Санкт-Петербург, "Коммерсантъ"